Кратко о Кастанеде

Новичкам о К. Кастанеде

Необходимость кратко изложить подходы к пониманию иной реальности очевидна. Наш опыт говорит нам, что можно не читать труды Кастанеды и тем не менее успешно манипулировать в магической реальности. Мои одногруппники до прихода в группу вообще ничего не слышали о таком и никогда не интересовались этой отраслью знания, считая эзотерику чем-то досужим и далеким от настоящей реальности. Я не стал тратить энергию на их разубеждение, т.к. наши задачи разные — лидер обязан понимать, что и как делает группа.

Мое знакомство с трудами К.Кастанеды началось на волне профессионального интереса. Процесс подготовки адептов магических знаний сильно походил на коррекционный процесс при психологической терапии. Однако, чем больше я углублялся, тем увереннее чувствовал, что психологическая подготовка претендует на всеобъемлющую психологическую теорию. Эта теория выросла из практики и, в силу того, что магическая подготовка решала другие задачи, то психологическая теория, которая обслуживала эту подготовку, разительно отличалась от теорий, господствовавших в психологии на тот момент. Напомню, книги Кастанеды были опубликованы на Западе в конце 60х — средине 70х годов XX века. В то время мир еще не отошел от увлечения наркотиками в деле достижения состояний измененного сознания. Хиппующая молодежь сразу увидела певца нового мира, и пейотное марево забрезжило в их выдубленных мозгах. Конечно, «дымок», растения силы, грибочки и все такое прочее — этот антураж из ведьмовских комодов как нельзя лучше упал на удобренную ЛСД и марихуаной почву. Только все это глупости. Никакого наркотического опьянения Кастанеда не испытывал, а переживания измененного сознания, внешне похожие на опьянение и наркотический галлюциноз, ничего общего с ними не имели. Однако это никого не интересовало, каждый видел в Кастанеде то, что хотел, а не то, что он на самом деле передавал.

А на самом деле было вот что. Беспристрастный исследователь-антрополог, со сложившейся научной картиной мира и крепким здравым смыслом, последовательно описывал свой опыт погружения в мир магии. Все 5 томов именно об этом. Однако потом мы видим другого Кастанеду, уже не антрополога, а мага. Нагваля странной группы, которая никак ему не подчинялась и ускользала из рук. Дальше мы видим его отчаянные попытки втиснуться в рамки правил, предписанных подготовкой, но безуспешно. С шестого тома начинается систематическое изложение иной картины мира, той, которую открывали для него Дон Хуан — лидер предыдущей группы и все  его одногруппники. Это вступление важно для понимания странного различия стиля изложения первой и второй части. Кому-то просто покажутся скучными длинные и подробные экскурсы в переживания Кастанеды в первых томах, но он был честен и последователен — рассказывал о том, что переживал, стараясь не интерпретировать и не делать умозаключений. Конечно, он не избежал этого, потому что вся предыдущая жизнь и обучение говорили ему прямо противоположное, и отказаться от привычной картины мира было далеко не такой простой задачей, как кажется со стороны. Все эти длинные диалоги, споры с Д.Хуаном, бесконечные разъяснения, отражали внутреннюю работу Кастанеды, борьбу его здравого смысла с новой картиной мира. Не будем забывать, что он пришел к Хуану как сложившийся ученый-исследователь и не преследовал цель стать магом. Однако же, предназначение или Дух, в понимании линии шаманов Д.Хуана, распорядилось совершенно иначе.

Если начинать систематически излагать те знания, которые получил Кастанеда от своего учителя, то нам необходимо идти от общих целей и задач магических групп, линию которых он должен был продолжить. Однако здесь нас ждет разочарование, потому что таких задач и не было. Получить знания от предшественников, создать свою группу, найти новичков, которых тоже подготовить, помочь им создать свою группу и обрести окончательную свободу — уйти в иные миры в теле, сохранив осознание. Все! Получается, что основная задача групп, сменявших друг друга с незапамятных времен, — это сохранение и передача знаний из поколений в поколения. Я уж не помню, сколько там было этих групп, Кастанеда упоминает цифру где-то в тексте, да это и неважно. Столько людей было вовлечено в этот процесс, конечной целью которого было всего лишь накопление знаний. Эти знания не использовались нигде и никак, только в деле подготовки новых адептов. Их не использовали ни для обогащения, ни для достижения власти; их не вколачивали дубинкой, мечом, не выжигали огнем. Для этих групп был чужд прозелитизм. Когда думаешь об этом, берет оторопь. Огромнейшая мотивационная сила! Аналога я просто не знаю в истории человечества. Тут любого представителя человеческого рода, чтобы замотивировать на что-то, нужно затратить огромные усилия, которые не всегда еще и увенчаются успехом, а маги этой линии получали, накапливали и передавали знания ради самих знаний, не получая от этого ничего, что обычно принято получать в человеческом мире — признания. Об этих группах никто не знал, кроме них самих. Поразительная вещь! Лишний раз убеждаешься, что прерывание этой линии, тянувшейся из глубины веков не менее 3000 лет, явно свидетельствует об особом периоде в развитии человечества, который и начался после обнародования всех знаний, накопленной представителями этой линии.

Итак, правила линии предписывали, что лидер группы находит лидеров будущей группы, которую он формирует и обучает. Для разделения лидеров я использую дальше понятие «бенефактор» или покровитель, учитель, наставник и это будет старший маг. Обучаемый адепт будет просто лидером будущей группы. Бенефактором Кастанеды был Дон Хуан, некий мексиканский крестьянин-индеец. Из многочисленных магических историй, рассказанных бенефактором Кастанеде, ясно, что Дон Хуан родился на рубеже 19-20 веков, точно сказать будет трудно, т.к. вопрос возраста для магов весьма условен. Из Правила (общий закон линии, предписывающий структуру формируемой группы) также ясно, что бенефактор находит двух лидеров — мужчину и женщину и энергетически они должны иметь четырехсферное строение кокона. Строение группы похоже на пирамиду, в вершине которой расположены лидеры, опирающиеся на 4 «дома», условно разнесенные по сторонам Света. Якобы, в этих домах доминирующими являются женщины-сталкеры, а в пару им женщины-сновидящие. Защищают и питают эти пары четверо мужчин (трое видящих и один курьер) — все двухсферные. Таким образом, минимальная конфигурация группы составляла 2+4*3=14 человек. На деле, всегда было больше. Особое исключение из Правила Орла гласило, что трехсферный нагваль не образует группы и после его появления линия прерывается. Таким трехсферным и оказался К.Кастанеда.

Безусловно, обилие понятий, на первый взгляд обычных, но наполненных особым смыслом, затрудняет понимание знаний, переданных Кастанедой. В них нужно погрузиться так, как погружаются в сложное эпическое произведение с множеством сюжетных линий и действующих лиц. Я постараюсь упростить и отсеять ненужные детали, которые просто размывают главное. Прежде всего, важно понимать, какие разделы магической подготовки выделялись бенефактором. Считалось, что Правило предписывает искать и готовить именно этих адептов. Каждому типу подготовки или разделу соответствовало особое строение энергетического кокона адепта. Каждый раздел знаний ориентировался на преимущественное развитие этой способности. Сталкер — это человек, который безупречно имитирует человеческие отношения, не вовлекаясь в них. Абсолютная трезвость и безупречность достигалась годами перепросмотров и тренировок. Сталкер — это охотник, следопыт, выслеживающий себя и окружающих в потакании своей глупости. Научившись этому, сталкер практикует так называемую контролируемую глупость, которая отличается от обычной глупости людей, всерьез  принимающих игры в отношениях между собой за реальность, тем, что сталкер искусно имитирует эту глупость, оставаясь отстраненным. Примерно так, как активно бегать по полю, играя в футбол и принимая участие в атаках — забивать голы, будучи абсолютно незаинтересованным в победе, тем не менее отдавая все свои силы процессу.

Основа подготовки сталкеров составляла психологическая концепция, всеобъемлюще описывавшая все многообразие личной и общественной душевной организации. Считалось, что пока мы живем, считая себя важными, мы будем ориентироваться на мнение окружающих и строить свое поведение сообразно ему. Связка чувства собственной важности с жалостью к себе является конечной причиной всего поведения всех людей. Система психологической подготовки адептов концептуально сводилась к последовательному формированию Воина. Считалось, что только воин, способный сместить жалость к себе с места советника, поместив туда смерть, может противостоять тем опасностям, которое таит магическое непознанное. Другой важной особенностью воина является эмоциональная отрешенность. Обычные люди имеют причины для переживаний чувств или поводы. Все эти причины предопределены общественными предписаниями и связаны с поиском признания. Сместив жалость к себе с пьедестала, воин убирает и причины к вынужденному переживанию чувств. Этот маневр делает его независимым, способным не вовлекаться в обычные психологические игры в потакание глупости друг друга и высвобождает энергию, зацикленную на обслуживание социальных привычек. Принципиально, что сталкеры, фактически выпав из общественных предписаний, не должны были привлекать внимания, поэтому их обучали особому искусству имитации вовлеченности. Это искусство называлось не-делание.

Если вернуться к началу — рассмотрению целей и задач магических групп, то становится понятной именно эта концептуальная вещь: не-делание. Этот способ быть полностью вовлеченным, оставаясь независимым от результата, составлял основу выживания и эффективного функционирования магических групп. Не-делание человека — это практика контролируемой глупости, когда сталкер не потакает своему желанию быть признанным, но и не потакает такому же желанию других людей, ищущих признания. Другими словами, сталкер настолько неважен для себя, что ему становится неважным поддерживать уВажение других. Однако это сразу становится заметным в обществе, поэтому необходимо «прикинуться» человеком, отдавая все свои силы и полностью увлекаясь процессом, но и сохраняя аспект отстраненности. Такая сложная подготовка диктовалась предписаниями прошлых поколений магов. Когда-то древние слишком увлеклись своим могуществом и властью, но не смогли противостоять конкисте и кострам. Пережив кризис, собрав остатки разгромленных групп, новые видящие выработали новые правила, которые, в основном, касались жизни магов среди простых людей. Тогда же и были выработаны правила подготовки сталкеров (лидер также должен был пройти эту подготовку). Разумеется, сейчас за магами не гоняются с аркебузами и не осеняют крестным знаменем на кострах, а пару-тройку столетий назад сие было очень и очень актуально для выживания. От тех времен остались жесткие предписания воину: стереть свое прошлое (личную историю), обрести эмоциональную отрешенность (не раздувать чувство собственной важности — не потакать социальным потребностям в могуществе, силе, тщеславии) и взять ответственность за свои поступки на себя.

Воин проводит стратегическую инвентаризацию. Он составляет список всего, что делает, а затем решает какие пункты этого перечня можно изменить, чтобы дать себе передышку в расходовании энергии. Первое место в этом перечне занимает чувство собственной важности. Кроме того, инвентаризации подвергаются те поведенческие структуры, которые являются несущественными с точки зрения выживания и благополучия. Наиболее эффективно стратегию безупречности (перераспределения энергии) реализуют шесть элементов, пять из которых образуют атрибуты образа жизни воина: контроль, дисциплина, выдержка, чувство времени и воля. Шестой — мелкий тиран. Кастанеда, как беспристрастный исследователь, описывал почти все процедуры учителя на этапах формирования его как воина. Поразительно, как многие из них сильно похожи на традиционные психотерапевтические приемы: работа с прошлыми обидами; обещания, которые давались самому себе; отношение к родителям; глубокий анализ манипулятивных стратегий. Итогом безупречности воина является потеря человеческой формы. Полная обезличенность. Кастанеда как-то сказал, что в его учителе — Доне Хуане ничего человеческого не осталось — это собрание магических историй, шуток и прибауток. И еще, шаман маскирует свою безжалостность какой-нибудь маской, например, маской шута или излишне рассудочного человека.

Проводя адепта через все процедуры пути воина, учитель добивается, прежде всего, целостности ученика. Имеется в виду, что воин обучается мгновенной интеграции для эффективного управления намерением. Считается, что намерение определяет все в окружающем мире. Овладев управлением намерением, можно обрести абсолютную власть над окружающим миром. Парадокс заключается в том, что достигнуть полного контроля над намерением можно тогда, когда все человеческие потребности станут неважными, а, значит, и абсолютная власть.

Особую роль в жизни воина играет смерть. Считается, что избежать смерти невозможно, можно только максимально отдалить ее наступление. Воин не сдается смерти без боя: чем больше у воина запаса личной силы, тем дольше идет борьба и тем труднее смерти настигнуть воина. Таким образом, охота и накопление личной силы — это наиболее важная задача воина. Личная сила понимается как особое состояние радости и счастья. Смерть же — это вызов. Ничего нет важнее смерти, на ее фоне меркнут все остальные желания и потребности, поэтому, имея такого советника, можно эффективно идти по пути воина.

Нам из всей этой сложной концепции воина необходимо выделить две вещи. Первая. Дон Хуан говорит Кастанеде, что воин не верит в возможность своих изменений, он не питает ложных надежд и поэтому не разочаровывается. Воин просто действует так, как будто он уже изменился, не придавая большого значения результату. Как это ни странно, но этот подход действует. Не нужно быть слишком озабоченным и привязанным к своим усилиям по поводу достижения результата и изменений. Второе. Считается, что никто достоверно не знает, как избавиться от чувства собственной важности, точнее, нет необходимости уничтожать это чувство. Воин знает, что чувство жалости к себе находится у него на переднем крае. Он постепенно перемещает его на второй план, исключает из активного советника. Чувство жалости к себе остается у воина, но оно не находится на переднем плане. Таким образом, побеждается безусловность в проявлении этого чувства. Воин может выбирать, когда ему нужна жалость, а когда нет. Обычный человек лишен этого выбора.

Практиковать сталкинг, значит постоянно выслеживать свои слабости и проявления жалости к себе. Сталкер — это человек, который действует абсолютно безупречно, зная, что его действия бесполезны, т.к. у него нет целей в обычном человеческом понимании. Сталкинг — это передний край взаимоотношений магов с обычными людьми, практика внутренней, никак не проявляющейся в поведении скрытности. Практикуя “контролируемую глупость”, сталкер совершает поступки, которые сами по себе имеют силу. Этим сталкер накапливает личную силу. Считается, что, имея в распоряжении достаточное количество личной силы, можно остановить собственное намерение умереть (рождаясь, мы уже намереваемся умереть). Контролируемая глупость есть искусство контролируемой иллюзии или искусство создания видимости увлеченности каким-нибудь делом в данный момент. Это не прямой обман, а артистический способ отстранения от всего, и в тоже время сохранения себя неотъемлемой частью всего.

Мастерство сталкера оттачивается в моменты столкновения с маленькими тиранами. Сама по себе классификация тиранов у Кастанеды выглядит забавно, но при этом подчеркивается, что тиран может нанести очень большой урон магу, поэтому необходимо привлекать все умение сталкера в маскировке и безупречном действии: не бояться выглядеть глупым, быть эмоционально отрешенным и не оставлять следов. Считается, что сталкинг является началом и что прежде, чем воин сможет предпринять что-нибудь на своем пути, ему необходимо научиться выслеживать, затем он должен овладеть намерением, и только после этого он сможет сдвигать точку сборки по своей воле.

Последнее утверждение является краеугольным пунктом магической подготовки адепта. Именно навык смещения точки сборки произвольно, т.е. собственными усилиями, является главным в подготовке мага. Ниже я подробнее остановлюсь на энергетической структуре, чтобы понимать суть других разделов подготовки: видения и сновидения. Знания, которые передавались от ученика к ученику в этой магической линии, опирались на опыт предыдущих поколений исследователей. Только видящий способен увидеть энергетическую структуру человека и что происходит в результате тех или иных энергетических манипуляций, прежде всего, сдвигах точки сборки. Видящий видит кокон человека и нити, находящиеся как внутри него, так и снаружи. Кроме разделений кокона на сферы, в структуре наблюдаются поперечные и продольные полосы, которые очень важны для понимания всех энергетических процессов и манипуляций. О полосах мы поговорим позже, сейчас важно, что точка сборки — это важнейшая часть кокона, фактически, его сердце и мозг одновременно. Особая роль точки сборки в том, что от ее положения зависит все: то, как человек воспринимает реальность, состояние осознания, смещение его фокуса и так далее. Одним лишь смещением точки сборки можно «отправить» восприятие в неизведанные миры и реальности. Это смещение «подключает» точку сборки к тем или иным нитям, обеспечивая восприятие.

Например, жесткая фиксация ТС всех людей в одном положении обеспечивает прохождение через нее именно тех нитей, которые соответствуют предметному миру. Как только человек спонтанно или в результате обучения произвольно смещает ТС из полосы нитей предметного мира к другим нитям, восприятие сразу же меняется. Образно ситуацию можно представить так: кокон «подключен» к определенным нитям-проводам, передающим некую картинку. Примерно, как тонарм в бороздке пластинки. Стоит перенести тонарм в другую бороздку и картина мира меняется. Конечно, это грубый образ. Реально происходит следующее: точка сборки обладает собственным свечением, когда она освещает этим свечением нити мира, проходящие через нее, происходит сборка восприятия. Весь процесс подготовки, фактически, сводился к тренировкам навыков этого произвольного смещения ТС. Человек, научившийся произвольно смещать ТС в область видения, назывался видящий. Однако проблема заключалась не только в обучении смещению, но и фиксации точки сборки в том положении, куда адепт ее сдвинул. По сложности эти два навыка были сопоставимы. Обычно человек может легко сместить ТС, но — во сне. Видящие заметили, что ТС естественным образом смещается во сне и ее движение, порой, бывает достаточно глубоко и основательно, чего не достичь, бодрствуя. Только проблема в том, что движение это не контролировалось, было хаотичным и новые положения никак не фиксировались.

Тогда видящие изобрели особую подготовку — сновидение — сохранение контроля за ходом сновидения. Среди почитателей Кастанеды в последние годы получил распространение термин «осознанные сновидения». Сам Кастанеда никогда не употреблял его и, с моей точки зрения, он в корне неверен. Хотя бы из тех соображений, что сон в сновидении таковым уже не является — это раз. Второе, все наши сны, по сути, часть сознания, особая, но часть, потому что мы их помним, можем обсуждать и интерпретировать. Вообще, процесс осознания у человека настолько врос в него, что отделить какие-то моменты и назвать их «неосознанными» невозможно. Точнее будет сказать, что что-то было не в фокусе внимания. С этой точки зрения, фрейдистский подход к психике человека как к океану неосознанного — всего лишь потакание человеку в желании поиграть с собой. В человеке принципиально нет ничего такого, чтобы он не осознал, сместив в область активного внимания или проделав специальную работу по смещению ТС в область тех событий, которые он «вытеснил» (об этом на странице «Психология изменений»).

Сновидящий обучается контролировать ход сновидения, последовательно сочетая подход невмешательства и одновременно «легких касаний» внимания. Если слишком грубо вмешаться внутренним диалогом в ход сновидения, то оно прервется и превратится в грезы — последовательную смену картинок по мысленным приказам. В психологии процесс невмешательства называется «третья позиция». Ее смысл в том, что нужно дать чувству свободно переживаться, не вмешиваясь в процесс переживания, но и сохраняя контроль. Этот способ дает возможность понять самому субъекту, почему он переживает то или иное чувство. В концептуальном подходе магической подготовки, сновидение — это не-делание обычного сна — вовлекаться, не вовлекаясь. Похожий опыт описывал мой знакомый, наблюдая за полостной операцией. Наступил момент, когда его вовлеченность создала всем известное предобморочное состояние — это универсальный психологический механизм переноса действий на себя, поэтому вид крови некоторых нетренированных людей приводит к обмороку. Он бросал быстрые взгляды на операционное поле, когда и это не помогло — вышел в смотровой отсек. Если бы он сохранил вовлеченность, тогда потерял бы контроль, что привело бы к обмороку. Такой же механизм и в обучении контролю за ходом сна: бросать быстрые, мимолетные команды, не нарушающие спонтанного хода сновидения. Постепенно эти команды становятся все продолжительнее, а сон более контролируемым. Содержательно это приводит к устойчивому и контролируемому смещению точки сборки.

Однако произвольное смещение ТС в сновидении, это только половина дела. Вторая часть процесса — это стабилизация ее положения в достигнутом месте. Этот навык формировался с помощью особых процедур, которые получили название «врат сновидения». Практикующий должен был освоить ряд манипуляций в сновидении, чтобы приблизиться к вратам, а потом пересечь их. Разумеется, никаких ворот не было, это всего лишь метафора, отражающая уровни контроля и тренированности внимания в сновидении. По информации Кастанеды таких врат восемь, но он описал только 4. Нам остается только гадать, какие врата следуют за четвертыми. В рамках магической подготовки сновидение было основным способом обучения манипуляциям энергией. Все необычные переживания, которые были у Кастанеды в начале его обучения, происходили с ним во время сновидения. Это и «полеты» Дона Хенаро — одногруппника Хуана, и изменение схемы тела, и «превращение» в животных или других сущностей.

Одновременно адептов обучали созерцательным техникам. Вообще, успокоение внутреннего диалога — это основа навыка смещения точки сборки. Достигалась «остановка мира», — так называли достижение внутреннего безмолвия маги линии Хуана, упорными тренировками: утомлением зрительного восприятия путем «заливки» его периферическим зрением; длительные практики созерцания листьев, воды или облаков и так далее. Не будем забывать, что все эти тренировки были необходимы для обучения произвольному, т.е., без вмешательства бенефактора, смещению точки сборки. Бенефактор способен был в широких пределах сдвинуть точку сборки любого адепта, и эта особенность является основной способностью четырехсферного лидера группы.

Навык достижения безмолвия являлся базовым в обучении, т.к. положение ТС «безмолвие» — это врата к любому произвольному движению точки сборки. Сначала адепт обучается достижению этого положения, потом он обучается самостоятельно отдавать команды на дальнейшие сдвиги точки сборки. Именно поэтому такое внимание уделялось «подтачиванию» привычной картины мира и практикам остановки внутреннего диалога. Фактически, достижение безмолвия (безмыслия) — это вход в магический мир, без достижения этого состояния, адепт не был способен управлять движением своей точки сборки. Всю последующую жизнь адепт последовательно обучался достигать определенных мест положений точки сборки. Одни из самых известных: «без жалости», «видение», «высокой ясности». Последнее положение было едва ли не самым важным в подготовке лидеров. Бенефактор смещал ТС лидера будущей группы в это положение и всю магическую подготовку проводил в этом положении ТС. Такой способ подготовки был также открыт древними и был дополнительной страховкой от разоблачения и преследования. Находясь в положении точки сборки «повышенное осознание», адепт был способен легко усваивать сложные концепции и техники, но сразу же забывал об усвоенном, как только ТС возвращалась в обычное место. Таким образом, подготовка разделялась на две независимых линии — для обычного и повышенного осознания.

После ухода бенефактора, ученик должен был сам достичь интеграции. Если он смог самостоятельно сместить ТС в те области, где уже находились усвоенные знания, значит, он становился полноценным лидером группы, и дальнейшее развитие его группы шло в рамках предписанных Правил. Сбоев в таком способе подготовки не было, кроме случая Кастанеды. В силу того, что Кастанеда был трехсферным, то, ни смещать ТС учеников, ни искать будущих лидеров он не мог. Достигнув интеграции после ухода Дона Хуана, Кастанеда остановился в развитии и ушел из жизни как обычный человек — умер от рака печени. Разделением подготовки и объясняется странное различие стилей изложения в книгах Кастанеды, когда первые тома писались еще до обретения интеграции, а последующие — после.

Итак, энергетические последствия всей магической подготовки сводились к одному простому закону — смещению точки сборки как можно в большее количество позиций, как можно дальше и глубже. Этому было подчинена вся подготовка как сталкеров, так и сновидящих. И те, и другие должны были в обязательном порядке пройти перепросмотр. Кроме очевидной необходимости перепросмотра для психологической работы, он имел еще и магические последствия. Специальная техника дыхания и возвращения к событиям прошлого смещала ТС в место, где она находилась, когда события происходили. Это имело значение для восстановления свечения кокона. У обычного человека из-за фиксации ТС в одном положении, количество нитей, которые она освещает (фактически, обеспечивая осознание), неизбежно сокращается и кокон становится тусклым. Наоборот, у мага, который смещает свою точку сборки в различные положения, заставляя большее количество нитей светиться, яркость кокона возрастает. Сталкер, практикуя различные виды поведения, совершая необычные поступки, также смещает ТС в необычные положения, достигая прироста личной энергии. Тоже справедливо и для сновидцев — смещение и фиксация ТС во сне задействует нити, которые у обычного человека никогда не могут быть задействованы. Таким образом, вся магическая подготовка приводила к восстановлению свечения кокона, распространяя осознание на весь кокон. Итогом подготовки являлся «огонь изнутри» — особый переход в иной способ существования, сохраняя осознание. Этот переход обеспечивался мгновенным смещением точки сборки глубоко внутрь кокона, когда все доступные нити «воспламенялись». Достоверно никто не знает, что при этом происходит. По легендам магов, все, кто совершал этот переход, попадали в теле в некий мир и могли там жить вечно, сохраняя осознание.

Итоги

 Итак, бенефактор внимательно следил за событиями, которые происходили вокруг него, и, если замечал особые знаки Духа, указывающие на будущих лидеров, то обязательно вовлекал этих людей в процесс открытия Правила Орла. После этого ученик последовательно проходил все предписанные этапы подготовки: достижение безмолвия, управление намерением, произвольное смещение точки сборки, достижение ключевых позиций — «видение», «без жалости» и «повышенное осознание». Завершив подготовку лидера в позиции точки сборки «повышенное осознание», передав ему все знания в области магии, а также, завершив подготовку одногруппников будущего лидера, бенефактор уходил. После ухода бенефактора, лидер новой группы должен был сам достичь интеграции, т.е. произвольно сдвинуть точку сборки в область «повышенного осознания» и самостоятельно вспомнить все, чему его научили. Только после этого цикл подготовки считался завершенным. Далее лидер становился бенефактором и начинал процесс подготовки группы, которая должна была прийти на смену его группе.

В данный момент нет системы знаний, достаточно полно и представительно описывающих энергетический мир. Думаю, вряд ли появится и в ближайшем будущем.